Компрессор – сердце любого холодильного агрегата. От его работы зависит главное – поддерживает ли холодильник заданную температуру в холодильном и морозильном отделениях.
Неисправности компрессора могут быть связаны с неполадками в циркуляционном контуре, в работе механических узлов, в электрической цепи.
В статье мы рассмотрим неисправности именно электрической части компрессора, для исправления которых нужно измерять сопротивление обмоток компрессора холодильника.
Сопротивление обмоток компрессора холодильника
Устройство компрессора
Совершенно не важно, какой у вас холодильник – Индезит, Бирюса, Атлант, LG или какой-то другой. Конструктивно компрессоры на них устроены одинаково. Если коротко, компрессор – это механизм для сжатия какого-либо продукта и дальнейшего его передвижения по контуру охлаждения. В холодильнике в качестве сжимаемого и передвигаемого продукта выступает фреон. Благодаря циркуляционной системе компрессора в камерах происходит охлаждение и замораживание.
В бытовых холодильниках применяется один из трех типов компрессоров:
- классический;
- линейный;
- инверторный.
В большинстве имеющихся у населения холодильников установлен классический тип компрессора. Такие компрессоры бывают поршневыми, ротационными, центробежными, винтовыми, кулачковыми и прочими. Самый распространенный из них вид – поршневой.
Важная информация: наиболее надежными и экономичными считаются инверторные компрессоры. В отличие от остальных они работают в непрерывном режиме, но на пониженных оборотах. Установка инверторных компрессоров снижает энергопотребление холодильников, но значительно повышает их цену.
Принцип работы поршневого компрессора
Поршневой компрессор состоит из электродвигателя с коленчатым валом и поршня. Такой механизм позволяет вращательное движение мотора переводить в возвратно-поступательное движение поршня. Алгоритм работы поршневого компрессора – следующий:
- Поршень всасывает в камеру пары фреона и затем нагнетает их в радиатор конденсатора под давлением. В радиаторе пары фреона переходят из газообразного состояния в жидкое. Выделяемое при этом тепло рассеивается решеткой радиатора в атмосферу.
- Из конденсатора жидкий фреон подается в капиллярную трубку (препятствие), после которой его давление резко снижается.
- Фреон после капиллярной трубки поступает в испаритель, где он из жидкого состояния опять переходит в газообразное. Этот переход происходит при значительном поглощении тепла в камерах холодильника.
- Цикл повторяется несколько раз до установления в холодильнике заданной температуры, после чего происходит отключение компрессора.
Электрическая схема компрессора
Электрическая схема компрессора довольно проста. В последние годы в ее работе появились дополнительные опции, связанные с использованием электронных плат управления, но принцип работы остался неизменным.
В схему входят:
- терморегулятор – скрытая под круглой пластиковой ручкой пружина сильфона. При низкой температуре пружина сжимается и размыкает электрическую цепь компрессора, при повышении температуры она разжимается и цепь замыкает;
- тепловое реле – элемент защиты двигателя. Биметаллическая пластина реле при нагревании двигателя до установленной температуры изгибается и размыкает электрическую цепь;
- электродвигатель компрессора – устройство из двух обмоток, рабочей и пусковой. При включении двигателя напряжение подается на рабочую обмотку. После его повышения срабатывает пусковое реле и включается пусковая обмотка – ротор приходит во вращательное движение.
Неисправности компрессора
Мы рассмотрим неисправности только электрической части узла:
- обрыв обмоток компрессора – может быть сразу на двух обмотках или на одной из двух. Признаки – двигатель холодный, но не пускается, при включении может происходить короткое замыкание;
- межвитковое замыкание рабочей обмотки – из-за замыкания пусковое реле периодически пытается включить компрессор, компрессор сильно нагревается;
- межвитковое замыкание пусковой обмотки – признаки такие же, как и во втором пункте;
- неисправность терморегулятора;
- неисправность пускового реле.
Проверка сопротивления обмоток
Для определения неисправностей в электрической схеме нужно провести замеры напряжения в цепи и сопротивления обмоток мотора-компрессора. Ниже мы опишем последовательность проводимых операций:
- Откройте клеммную коробку на моторе.
- Открутите болты, зажимающие кабели.
- Определите назначение проводов. Обычно коричневый провод – фазовый (подключен к фазе терморегулятора), синий провод – нейтральный (подключен к нейтральному проводу терморегулятора), черный провод подает напряжение на электродвигатель.
- Проверьте мультиметром исправность терморегулятора:
- включите холодильник в сеть;
- температуру в холодильнике установите на максимальное значение;
- замерьте напряжение между коричневым и синим проводами;
- замерьте напряжение между синим и черным проводами.
Наличие напряжения говорит об исправности терморегулятора.
- Проверьте исправность пускового реле, путем замера напряжения между синим и черным проводами. Наличие напряжения говорит об исправности реле.
- Проведите замеры сопротивления обмоток двигателя: сначала определите назначение трех клемм на двигателе. Для этого замерьте между ними сопротивление: клемма с максимальным сопротивлением – пусковая, клемма со средним сопротивлением – рабочая, клемма с минимальным сопротивлением – общая. Сопротивление каждой из обмоток не должно превышать 100 Ом. Превышение этого значения говорит о неисправности обмотки.
- Проверьте сопротивление между каждой клеммой и кожухом мотора. Показатель сопротивления, отличный от бесконечности, говорит о низком сопротивлении изоляции. Эта неисправность будет приводить к срабатыванию защиты в электрощите.
- Проверьте включение компрессора «напрямую» (минуя все остальные элементы электрической цепи):
- приготовьте шнур с тремя проводами и вилкой на конце;
- подсоедините заземляющий провод шнура к кожуху, фазный провод к общей клемме и нейтральный провод к рабочей клемме;
- воткните вилку в сеть;
- замкните отверткой рабочую и пусковую клеммы.
Если компрессор включится в работу, замерьте амперметром рабочий ток на всех обмотках – так вы определите, какая обмотка не работает.
Важная информация: межвитковое замыкание или обрыв обмоток лучше сравнивать с табличными значениями для каждой марки мотора-компрессора.